Цветовая схема: C C C C
Размер шрифтов: A A A
Изображения
  • 453030, Архангельский район, с.Архангельское, ул.Больничная, д.1.
  • Телефон: 8 (34774) 2-82-95 (Приемная)
  • Телефон: 8(34774) 2-82-82 (Регистратура)
  • e-mail: ARHANG.CRB@doctorrb.ru

«Доступность и качество оказания медицинской помощи -основная цель развития здравоохранения Российской Федерации»

«Доступность и качество оказания медицинской помощи -основная цель развития здравоохранения Российской Федерации»
«Доступность и качество оказания медицинской помощи -основная цель развития здравоохранения Российской Федерации»
  • 19 Марта 2013 12:03
Количество просмотров: 1408

Один из основных критериев доступности и качества медицинской помощи — удовлетворенность населения медицинской помощью. По данным независимых опросов, проведенных страховыми медицинскими организациями, удовлетворенность населения России медицинской помощью за период реализации региональных программ модернизации выросла с 53% в 2011 году до 72% к началу 2013 года. Но разброс этого показателя очень большой: от 33% в Забайкальском крае до 96% на Алтае. В 15 субъектах, в том числе и Башкортостане больше половины населения не удовлетворены качеством оказанной медицинской помощи.

Глобальная задача выхода России на уровень развитых стран по показателям социального благосостояния диктует новые требования к здравоохранению. Совершенствование отрасли рассматривается как одно из важных условий успешной реализации стратегии социально-экономического развития страны. Главная цель — сформировать систему, обеспечивающую доступность медицинской помощи и эффективность медицинских услуг, объемы, виды и качество которых должны соответствовать уровню заболеваемости и потребностям населения, а также передовым достижениям медицинской науки. Достижение такой цели предполагает существенное повышение государственного финансирования системы здравоохранения. Оно должно составить не менее 4,7% от валового внутреннего продукта, что сопоставимо с экономически развитыми странами. Сегодня этот показатель не превышает 3,2 — 3,5%.

В развитие системных преобразований, заложенных законами «Об обязательном медицинском страховании в Российской Федерации» и «Об основах охраны здоровья граждан», Правительством Российской Федерации 24 декабря 2012 года утверждена государственная Программа развития здравоохранения до 2020 года. 28 декабря 2012 года Правительством была утверждена "дорожная карта” —план мероприятий по повышению эффективности здравоохранения и его дальнейшего реформирования до 2018 года.

Таким образом, Президентом и Правительством России перед нами поставлена масштабная задача — в сжатые сроки реализовать качественный потенциал отечественного здравоохранения на основе оптимизации его организационной структуры в целях обеспечения доступности и качества медицинской помощи. Эта актуальная проблема прозвучала и на заседании Совета по реализации приоритетных национальных проектов и демографической политике при Президенте России 26 февраля. В органы власти поступают обращения о ликвидации в сельской местности фельдшерско-акушерских пунктов, больниц, родильных отделений. В своих комментариях В.В. Путин отметил, что в рамках программы модернизации здравоохранения предполагалось расширение сети и улучшение качества работы таких учреждений, а происходит наоборот, общая идеология модернизации искажается на местах. Создавая оснащённые районные и межрайонные центры, необходимо исходить из жизненных реалий и принимать решения, наиболее приемлемые для граждан. Исходя из этого, Президент поручил Правительству совместно с регионами отработать критерии доступности медицинской помощи, как для городов, так и для села.

Во всех разъяснениях Правительства, Минздрава России подчеркивается, что структурные преобразования здравоохранения должны планироваться и осуществляться на основе комплексного анализа эффективности работы медицинских учреждений, состояния ресурсов и кадров здравоохранения, исходя из особенностей половозрастного состава и плотности населения, уровня и структуры заболеваемости, климатических, географических и других региональных особенностей, транспортной доступности медицинских организаций.

Предусмотренное Программой развития здравоохранения сокращение объемов стационарной помощи необходимо осуществлять за счет более эффективного использования существующего коечного фонда, его перепрофилизации, сокращения средней длительности пребывания на койке и увеличения ее оборота, а также расширения выездных и стационаро-замещающих форм работы. Все эти аспекты отражены в утвержденной Правительством России Программе государственных гарантий бесплатного оказания медицинской помощи на 2013-2015 годы. Программа устанавливает средние нормативы объемов медицинской помощи и финансовых затрат. Каждый регион, разрабатывая и принимая свою территориальную программу госгарантий, долгосрочную Программу развития, «дорожную карту» должен руководствоваться основной целью – обеспечить население доступной медицинской помощью должного качества.

Обязательным условием при этом является проведение разъяснительной работы с населением, а также обсуждение планируемых структурных преобразований с профессиональными медицинскими сообществами, работодателями, пациентскими и другими общественными организациями.

Второй важный вопрос – это передача полномочий по организации оказания первичной медицинской помощи на уровень субъектов. Но федеральное законодательство снимает с органов местного самоуправления обязательства в сфере охраны здоровья в части создания условий для оказания медицинской помощи. Кроме того, законом установлено их право разрабатывать и реализовывать программы, направленные на сохранение здоровья детей, снижение материнской и младенческой смертности. Для того, чтобы эти нормы федерального закона работали, они должна быть прописаны и конкретизированы в региональном законодательстве.

С 1 января вступили в силу основные положения республиканского закона № 608-з «Об охране здоровья граждан в Республике Башкортостан», который отменил действовавший с 1994 года «Кодекс об охране здоровья граждан». Однако данный закон регулирует полномочия только органов государственной власти и государственной системы здравоохранения, закрепляя нормы, установленные федеральным законом. Таким образом, до настоящего времени полномочия органов местного самоуправления республики, в том числе по созданию условий оказания медицинской помощи, не имеют достаточной правовой основы. Безусловно, это не способствует качеству и доступности медицинской помощи, прежде всего, на селе.